«Важно качество, а не количество новых христиан»
Многие
российские туристы, приехав на отдых в Паттайю, не ожидают увидеть знакомые
купола православных храмов среди пальм. Ведь Королевство Таиланд традиционно
ассоциируется с морем, солнцем, а еще с буддизмом, который является здесь
государственной религией. Однако, православие пришло сюда почти 17 лет назад.
Русские церкви смотрятся на Сиамской земле и правда экзотично, настолько глаз
привык к десяткам и сотням буддистских святынь. Так какое же оно – православие
в Стране Улыбок? Об этом нам рассказал иерей Иоанн Мороз, и.о. настоятеля храма
Покрова Пресвятой Богородицы в Паттайе и Секретарь Патриаршего Благочиния в
Таиланде.
- Отец Иоанн,
расскажите, пожалуйста, историю своего знакомства с Таиландом?
- Ещё в 2011
году после окончания Белгородской духовной семинарии я был направлен в Таиланд
для прохождения миссионерской практики. Здесь я стал помощником архимандрита
Олега (Черепанина), представителя Русской Православной Церкви в Королевстве
Таиланд, участвовал в богослужениях как певчий и как чтец. Тогда в Королевстве
было еще очень мало православных священнослужителей, одним из них был первый
православный священник таец - нынешний настоятель храма Всех Святых в Паттайе
отец Даниил Ванна. Да и православных храмов в Таиланде было намного меньше, чем
сейчас. Мне довелось в то время быть в составе самой первой делегации в
Камбоджу, тогда удалось договориться об открытии и в этой стране православных
приходов. Сейчас там уже два храма. В то время состоялось открытие и русского
храма на тайском острове Пхукет.
- Отец Олег
уже тогда предлагал вам остаться, чтобы служить в Таиланде?
- Да,
разговоры об этом были. После окончания семинарии я задумывался о монашестве.
Но пойти по этому пути не сложилось, так как в Таиланде я встретил свою будущую
супругу - Екатерину. Она профессиональный регент. Мы познакомились в Бангкоке в
представительстве Русской Православной Церкви - она дожидалась встречи с отцом
Олегом. Так же, как и я, матушка впервые была в Стране Улыбок. Она приехала в
гости к Роману Бычкову и его супруге Ксении. Сейчас он батюшка - настоятель храма
на Пхукете, а тогда он ещё не был священником. Они прилетели в Таиланд как
миссионеры и пригласили к себе Екатерину. Для меня эта встреча оказалась судьбоносной. В 2012 году по окончании практики, я вернулся в Россию, и прежде, чем
мы снова прибыли в Таиланд прошло несколько лет. В храме Покрова Пресвятой
Богородицы в Паттайе я стал служить с октября 2017 года.
- А где вы
служили до этого?
- Раньше я служил в Москве в храме Святителя
Николая в Новой Слободе. В столице все знают это место как «Союзмультфильм»,
сейчас здание передано Русской Православной Церкви. До этого я служил дьяконом
в храме Святителя Николая Чудотворца в Отрадном. Покровительство этого святого я
постоянно чувствую в своей жизни.
- Какие у вас
были самые первые впечатления от Покровского храма?
- В 2017 году
я впервые увидел этот храм, ведь во время моей предыдущей поездки в Таиланд,
его еще не было. В 2011 году я сопровождал о. Олега, когда он ездил
договариваться о выделении земельного участка для строительства здесь храма.
Видел место, предназначенное под строительство. Тогда на закладку храма
приезжал архиепископ Егорьевский Марк, в то время знимающий должность руководителя Управления Заграничных Учреждений Русской Православной Церкви, а я участвовал в организации молебна,
посвящённого этому. Сейчас мы с семьёй живём непосредственно в здании храма.
Собственно храм находится на втором этаже, а на первом расположились трапезная,
воскресная школа, кухня, детская игровая комната и жилое помещение для семьи
священника. Каждый священник, который назначается на служение в Русской
Православной Церкви за границей, должен пройти испытательный срок длиною в год.
Поэтому в Паттайе я исполняю обязанности настоятеля без назначения на
постоянное место служения. Спустя год нашего пребывания здесь будет рассмотрен
вопрос о моем постоянном назначении.
- С какими
бытовыми и административными проблемами вам пришлось столкнуться?
- Их было не
так много, потому что деятельность прихода была очень хорошо организована,
благодаря предыдущим священнослужителям. Первым настоятелем Покровского храма
был иеромонах Михаил (Чепель), который очень много сделал для нашего прихода. В
разное время здесь служили отец Димитрий Савенков, отец
Андрей Иващенко. Из бытовых проблем наиболее часто здесь возникают перебои с
электроснабжением, резкие перепады напряжения. Бывает ящерица залезет в
электрический щит, или крыса, от этого выбивает пробки. Может какое-то время не быть воды,
потому что она подается с помощью, опять же, электрического насоса.
- В чем
основные отличия тайских православных храмов от российских?
- В Таиланде
перед входом в храм принято снимать обувь. Это обязательная местная традиция -
буддисты не заходят на территорию святого места обутыми. Тайцы в большинстве
случаев из уважения к хозяевам снимают обувь и просто перед входом в любое помещение. Внутреннее убранство русских
и тайских храмов различается, потому что церкви в Таиланде строят местные
мастера. Иконостасы, подсвечники, предметы мебели очень отличаются от наших.
Например, свечи ставят в чаши с песком. Почти все настоятели стремятся проводить большую часть богослужения на тайском или на английском языках, чтобы служба была
понятна и местному населению.
- Как
формировалась ваша церковная община?
- Говорить о
формировании постоянной церковной общины в тайских православных храмах
достаточно трудно. Таиланд - место туристическое, а высокий туристичесикй сезон здесь не
круглый год. В основном люди приезжают сюда, со второй половины осени и до начала весны. В этот период церковная община достаточно многочисленна и в
храм регулярно приходит большое количество людей. Но с наступлением весны
большинство людей разъезжается, а летом прихожан почти не остаётся. На литургии
может быть один или два человека. Бывает и так, что туристы, из года в года
отдыхают в Таиланде, но потом по каким-то причинам перестают приезжать. Таким
образом, состав прихожан нашего храма регулярно меняется. Постоянно участвуют в приходской жизни буквально несколько человек.
- В Паттайе вы
служите без дьякона. Тяжело ли проводить богослужения одному?
- Нет, потому
что я и в Москве с дьяконом служил очень редко. Обычно мы проводили
богослужение вдвоём с другим священником.
- А как
удаётся совместить службу и исповедь?
- Из-за того,
что у нас не очень много прихожан, есть возможность лично уделить время каждому
и принять исповедь вечером накануне богослужения. Поэтому на литургии остаётся
немного исповедников.
- Какие у вас
отношения с тайцами, большинство из которых буддисты? Они готовы к принятию
христианства?
- Я уважаю
тайцев, но не знаю тайского языка. Сейчас занимюсь изучением тайского но, это весьма сложный и трудоемкий процесс. С жителями Таиланда
надо общаться и вести христианскую проповедь на их родном языке. Только в этом случае
они тебя услышат и поймут. Пока у меня нет личного опыта приведения тайцев к
православию. Беседы с тайцами, интересующимися православием, проводят отец
Даниил Ванна и отец Михей (Пхисаявонг). Местные жители обращаются в
христианство осознанно, они проходят очень трудный и длинный путь смены веры. Для этого
им необходимо в корне поменять своё мировоззрение, ведь буддизм здесь - это
государственная религия. Христианство требует от них полного переосмысления
своей жизни.
- А что
помогает привлечь интерес тайцев к православию?
- Первое и
самое главное для тайцев - это православное богослужение, которое производит на них
неизгладимое впечатление. Им нравится красота облачений священников, иконы,
торжественность и церковное пение. У нас нет задачи крестить как можно больше
тайцев, мы ориентированы не на количество, а на качество новых христиан.
Процесс изучения основ православия занимает длительное время, иногда он
затягивается на несколько лет. Обычно тот таец, который проходит весь этот
путь, решает остаться в православии навсегда.
- Что вам
больше всего нравится и не нравится в Таиланде?
- Мне нравится
в Таиланде многое – это и природа, и культура, и традиции, а также тайская
кухня. Но главным богатством этой страны являются, несомненно, ее замечательные люди.
Беседовала Ксения Казанкова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий