Что такое Исповедь?
- Исповедь - это великое Таинство примирения
Бога и человека, явление любви Бога к человеку. На исповеди верующий в
присутствии священника исповедует грехи и через него от Самого Господа Иисуса
Христа получает прощение грехов.
Зачем надо
исповедоваться?
- Через Исповедь возвращается та чистота души, которая
была утрачена из-за грехов. Этим Таинством восстанавливается состояние,
полученное в Крещении. Грех - это грязь, а исповедь есть баня, омывающая душу
от духовной грязи.
Как
подготовиться к первой Исповеди?
- При подготовке к исповеди необходимо испытать свою совесть,
вспомнить грехи, совершенные делом, словом, чувствами и помышлением за все
время после Крещения. Человек должен все это продумать и осознать в чем он
согрешил против самого себя, против ближних, против Бога и Церкви и раскаяться.
Самоосуждение - вот первое и главное, с чем надо приходить на Исповедь. При
необходимости можно записать грехи, чтобы не упустить чего-либо во время
исповеди.
При
подготовке к исповеди полезно почитать книги: «В помощь кающимся» святителя
Игнатия Брянчанинова, «Накануне исповеди» священника Григория Дьяченко или
«Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина), которые помогут
осознать и увидеть грехи забытые и неосознаваемые. Но переписывать грехи из
книг не надо, исповедь должна быть совершенно личная.
Что должен
знать желающий приступить к Исповеди?
- К Исповеди должно приступать предварительно со всеми
примирившись. На Исповеди надо говорить только о своих грехах, не оправдывать себя,
не осуждать окружающих и просить у Господа прощения за свои прегрешения.
Никогда не надо впадать в уныние от осознания тяжести своих грехов, ибо нет
грехов не прощаемых, кроме не исповеданных, нераскаянных. Если по каким-либо
причинам священник не имеет возможности выслушать подробно, то не надо этим
смущаться. Важно осознавать себя виновным перед Богом, иметь в сердце сокрушение
и самоукорение. Но если какой-то грех лежит на совести камнем, то надо
попросить священника, чтобы он выслушал подробно.
Исповедь -
это не беседа. Если надо посоветоваться со священником, то следует попросить
его уделить для этого другое время
К Исповеди
можно приступать в любое время и желательно как можно чаще. Обязательной
является Исповедь перед Причастием.
Как
побороть стыд на Исповеди?
- Чувство стыда на Исповеди естественно, оно и дано Богом,
чтобы удерживать человека от повторения греха. Преодолеть стыд поможет
понимание, что Церковь - врачебница, а не судилище. Господь «не хочет смерти
грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11).
«Жертва Богу дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное не унизит Бог»
(Пс. 50:19).
На приеме
у врача человек не стыдится рассказывать о своих телесных болезнях, так и на
Исповеди не надо стыдиться открывать свои душевные недуги священнику. Нет
другого способа уврачевать душу.
Покаяние и
Исповедь - это одно и то же?
- Покаяние (в переводе с греческого «перемена ума») - это
изменение образа жизни через изменение ума и образа мыслей: от осознания
неправды - через покаяние - к перемене. Поэтому истинное покаяние есть
перерождение, внутренняя перестройка, обновление и возрождение жизни. Покаяние
- это не единичный акт раскаяния, но постоянное, ежедневное делание. Покаяние -
это изъявление готовности к духовному труду, к соработничеству с Богом во имя
обретения Рая.
Покаяние
подразумевает в первую очередь внутреннюю переоценку самого себя, некий
критический самоанализ, способность взглянуть на себя со стороны, осудить свои
грехи, а себя предать правосудию и милости Божией. Покаяние есть осознание
своего греха, неправды собственной жизни, признание того, что в своих делах и
помышлениях человек уклонился от нравственной нормы, которую Бог вложил в его
природу. Осознание этого - величайшая добродетель и одновременно залог
изменения жизни к лучшему.
Святитель
Феофан Затворник определяет покаяние четырьмя вещами: 1) осознанием своего
греха пред Богом; 2) укорением себя в этом грехе с полным исповедованием своей
вины, без перекладывания ответственности на бесов, других людей или на
обстоятельства; 3) решимостью оставить грех, возненавидеть его, не возвращаться
к нему, не давать ему места в себе; 4) молитвой к Богу о прощении греха, до
умирения духа.
Исповедь
есть исповедание своих грехов при свидетеле священнике. Это часть Таинства
Покаяния, во время которого кающийся человек через чтение священником особой
молитвы и осенение знамением Креста получает разрешение (освобождение) от
грехов и прощение от Самого Бога.
С какого
возраста надо исповедоваться ребенку?
- Обычно дети исповедуются с 7 лет. Но желательно заранее
готовить детей к первой исповеди. Начиная с 5-6 лет приводить их к
священнику
для доверительной беседы, чтобы у них обретался навык осознания своих
проступков.
Что такое
грех, как его уничтожить?
- Грех есть нарушение заповедей Божиих, преступление
против Божиего закона, совершенное вольно или невольно. Первоисточником греха
является падший мир, человек - проводник греха. Святые отцы различают следующие
ступени вовлечения в грех: прилог (греховный помысел, желание); сочетание
(принятие этого греховного помысла, задержка на нем внимания); пленение
(порабощение этим греховным помыслом, согласие с ним); падение в грех
(совершение на деле того, что было предложено греховным помыслом).
Борьба с
грехом начинается с осознания себя грешником и желания противостоять греху и
исправиться. Грех уничтожается покаянием при содействии благодати Святого Духа,
которая преподается верующим в Таинствах Церкви.
Какая
разница между грехом и страстью?
- Страсть - это дурная привычка, навык, влечение к
греховному действию, а грех - это само действие по страсти, удовлетворение ее в
помыслах, словах и делах. Можно иметь страсти, но не действовать по ним, не совершать
греховного действия. Противостоять своим страстям, бороться с ними - в этом и
заключается одна из главных задач в жизни христианина.
Какие грехи называются
смертными?
- Существует перечень смертных грехов, тем не менее, можно
утверждать, что смертным является любой грех, который полностью поработил волю
человека.
«Смертные
грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, богохульство,
отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние,
противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство,
человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида.
Только
один из этих грехов - самоубийство - не подлежит врачеванию покаянием, но
каждый из них умерщвляет душу и делает ее неспособною для вечного блаженства,
доколе она не очистит себя удовлетворительным покаянием...
Впадший в
смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к
которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом
Евангелии: «верующий в Меня, аще и умрет, оживет» (Ин. 11:25). Но бедственно
пребывать в смертном грехе, бедственно - когда смертный грех обратится в
навык!» (свт. Игнатий Брянчанинов).
Неужели
все люди грешники?
- «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро
и не грешил бы» (Еккл. 7:20). Человеческая природа повреждена грехопадением
первых людей, поэтому люди не могут прожить жизнь без греха. Один Бог без
греха. Все люди много грешат перед Богом. Но одни осознают себя грешниками и
каются, а другие не видят за собой грехов. Апостол Иоанн Богослов пишет: «Если
говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если
исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и
очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:8-9).
Осуждение,
тщеславие, самооправдание, пустословие, неприязнь, насмешки, неуступчивость,
лень, раздражительность, гнев - постоянные спутники человеческой жизни. На
совести многих лежат и более тяжкие грехи: детоубийства (аборты), супружеские
измены, обащение к колдунам и экстрасенсам, зависть, воровство, вражда, месть и
многое другое»;
Почему
грех Адама и Евы называется первородным?
- Грех называется первородным потому, что его совершили
первые люди (прародители) - Адам (праотец) и Ева (праматерь) - от которых
произошел первый человеческий род. Первородный грех явился началом для всех
последующих людских грехов.
Почему все
многочисленные потомки Адама и Евы должны нести ответственность за их
грехопадение?
- Грехопадение первых людей повредило их духовную и телесную
природу. Все люди как потомки Адама и Евы имеют ту же поврежденную природу,
легко склоняемую к греху.
В
святоотеческом понимании грех - болезнь души. А в литургической практике
Православной Церкви такое понимание греха выражено в многочисленных молитвах.
При таком
определении греха легко понять, почему потомки страдают из-за грехопадения
прародителей. Сегодня всем известно, что целый ряд серьезных заболеваний
передаются по наследству. Никого не удивляет, что дети алкоголиков, например,
могут иметь наследственную предрасположенность к алкоголизму, не говоря уже о
целом букете сопутствующих заболеваний. И если грех - это болезнь, он вполне
может передаваться по наследству.
В Таинстве
Крещения человеческая душа освобождается от первородного греха, так как Господь
наш Иисус Христос Своей смертью на Кресте искупил грех Адама.
Что
необходимо для прощения грехов?
- Для прощения грехов от исповедующегося требуется примирение
со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и полное их исповедание,
твердое намерение исправиться, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его
милосердие.
Все ли
грехи Бог прощает?
- Нет греха непрощаемого, кроме того, в котором не каются.
Милосердие Божие столь велико, что разбойник, покаявшись, первым вошел в
Царствие Божие. Сколько бы грехов ни было и как бы велики они ни были, у Бога
милосердия еще больше, потому что как Сам Он бесконечен, так и милость Его
бесконечна.
Как
узнать, прощен ли грех?
- Если священник прочитал разрешительную молитву, грех прощен.
Но грехи имеют свойство оставлять после себя шрамы. Некоторые шрамы заживают
быстро, а некоторые остаются на всю жизнь.
Надо ли
несколько раз исповедовать один и тот же
грех?
- Если он вновь совершен или после его исповедования продолжает
тяготить совесть, то надо повторно в нем исповедоваться. Если этот грех больше
не повторялся, то о нем уже не надо говорить.
Можно ли
на исповеди говорить не все грехи?
- Перед совершением Таинства Покаяния священник читает
молитву следующего содержания: «Чадо, Христос невидимо стоит, принимая исповедь
твою. Не стыдись, не бойся и не скрывай что-либо от меня, но скажи все, чем
согрешил, не смущаясь, и примешь оставление грехов от Господа нашего Иисуса
Христа. Вот и икона Его перед нами: я же только свидетель, и все, что скажешь
мне, засвидетельствую пред Ним. Если же скроешь что-нибудь от меня, грех твой
усугубится. Пойми же, что раз уж ты пришел в лечебницу, так не уйди же из нее
неисцеленным!»
Если кто
скрывает на Исповеди свои грехи из-за ложного стыда, или из-за гордости, или по
маловерию, или просто по непониманию всей важности покаяния, то выходит от
Исповеди не только не очищенным от грехов, но еще более обремененным ими. Жизнь
земная кратковременна и человек может перейти в вечность, так и не успев
полностью исповедоваться.
Исповеданный
грех как бы становится вне души, выходит из нее - подобно тому, как вынутая из
тела заноза становится вне тела и перестает ему вредить.
Полезно ли часто
исповедоваться?
- Через частое исповедание грех теряет свою силу. Частая
Исповедь отвращает от греха, предохраняет от зла, утверждает в добре,
поддерживает бдительность, удерживает от повторения грехов. А не исповеданные
согрешения становятся привычными и перестают тяготить совесть.
Обязательно
ли каяться перед священником? Имеет ли значение, перед каким?
- Таинство Покаяния совершается в присутствии священника.
Это необходимое условие. Но священник - только свидетель, а истинным
Тайносовершителем является Господь Бог. Священник — молитвенник, ходатай перед
Господом и свидетель того, что богоустановленное Таинство Исповеди происходит
законным образом.
Несложно
перечислить свои грехи наедине с самим собой перед Всезнающим и Невидимым
Богом. А вот открытие их в присутствии священника, требует немалого усилия по
преодолению стыда, гордыни, признанию своей греховности, и это приводит к
несравненно более глубокому и серьезному результату. В этом и состоит моральный
аспект Исповеди.
Для
действительно страдающего от язвы греха человека безразлично, через кого он
исповедует этот томящий его грех - лишь бы как можно скорее исповедать его и
получить облегчение. Самое важное в Исповеди - не личность принимающего ее
священника, а состояние души кающегося, его искреннее покаяние, приводящее к
осознанию греха, к сердечному сокрушению и отторжению содеянного проступка.
Может ли
священник рассказать кому-либо содержание Исповеди?
- Церковь обязывает священников хранить тайну Исповеди. За
нарушение этого правила, священнослужитель может быть лишен сана.
Нужен ли
пост перед Исповедью?
- При подготовке к Исповеди по церковному Уставу не
требуется поста и специального молитвенного правила, необходимы вера и
осознание своих грехов, желание от них освободиться.
Пост
необходим, если после Исповеди есть намерение причаститься. О мере поста перед
Причастием надо заранее посоветоваться со священником.
Надо ли
исповедоваться утром перед Причастием, если исповедовались накануне?
- Если снова согрешили или вспомнили забытый грех, то надо
еще раз исповедоваться, прежде чем приступить к Причащению. Но это не должно
стать привычкой.
Как быть,
если после Исповеди, прямо перед Причащением вспомнился грех, а исповедоваться
уже нет возможности? Надо ли отложить Причастие?
- Об этом грехе следует сказать на Исповеди в ближайшее
время.
Откладывать
Причастие не надо, а с покаянным чувством и сознанием своего недостоинства
подойти к Чаше.
Обязательно
ли после исповеди причащаться? Можно исповедоваться и уйти?
- Причащаться после исповеди необязательно. Можно иногда
приходить в храм только для исповеди. Но для тех, кто хочет причаститься,
исповедоваться. Для готовящихся же причаститься Святых Христовых Таин Исповедь
накануне или в день Причащения - благочестивая традиция Церкви.
Что делать
больным людям, которые не могут прийти в церковь на Исповедь и Причастие?
- Их родственники могут прийти в храм и попросить
священника об Исповеди и Причастии больного на дому.
Что такое
епитимия?
- Епитимия (в переводе с греческого «наказание») - это
духовное лекарство, средство помощи в борьбе с грехом, способ врачевания
кающегося грешника, заключающийся в исполнении им дел благочестия, определенных
его духовником. Это может быть совершение поклонов, чтение молитв, канонов или
акафистов, усиленный пост, паломничество к святому месту - в зависимости от сил
и возможностей кающегося. Епитимию надо выполнять неукоснительно, и отменить ее
может только тот священник, который ее наложил.
Комментариев нет:
Отправить комментарий